Коллектив предприятия с честью выполнил поручение партии и правительства, в кратчайшие сроки освоив сложную технологию и подготовив квалифицированные кадры, и в Выксу передали производство БАИ, разработанного на Ижорском заводе и принятого на вооружение еще до окончания испытаний. Первоначально планировалось организовать выпуск здесь же, но из-за загруженности мощностей план оказался неосуществимым. До конца 1933 года в Выксе изготовили 90 броневиков, еще 19 БАИ собрали в начале 1934-го, после чего производство прекратилось.

Звездный час завода был впереди и связан он с выпуском легкого пулеметного башенного ФАИ («ФАИ – легкий бронеавтомобиль трудной судьбы») с 1933 по 1936 год. Пик производства пришелся на 1935-й, когда сдали 452 броневика. На следующий год – еще 110 штук. Всего было выпущено 697 ФАИ.

БА-20 стал самым массовым колесным бронеавтомобилем РККА, было произведено 2114 машин

АБТУ РККА заключило с КБ Выксунского завода договор на изготовление бронеавтомобиля на трехосном шасси из агрегатов ГАЗ-АА и М-1. Три опытных образца значились в плане на 1937 год. Первый на шасси ГАЗ-21, второй – ГАЗ-ААА, третий – ГАЗ-22 (трехосное шасси 6x4, дальнейшее развитие ГАЗ-21). БА-21 был окончательно принят представителем АБТУ РККА 9 февраля 1938-го.

Параллельно с этой разработкой конструкторы завода вели проектирование аналога на усиленном трехосном шасси ГАЗ-22. Этот броневик первоначально назывался БА-23, а с 1938 года его переименовали в ЛБ-23 («Лаврентий Берия»). Он мыслился как разведывательный. Тактико-технические требования к его проектированию и производству были утверждены 10 июня 1938 года начальником АБТУ РККА Дмитрием Павловым. Опытный экземпляр ЛБ-23 изготовили в первой половине 1939-го, но он остался единственным, поскольку стало ясно, что вместо трехосного шасси в легком броневике нужно использовать полноприводное 4х4.

Летом 1940 года на Выксунском заводе по заданию военно-химического управления РККА сделали бронеавтомобиль БА-23Х (химический) на шасси ЗИС-6. В некоторых документах он проходит как ЛБ-23Х.

Тем временем в Научном автотракторном институте (НАТИ) появились разработки полноприводного бронеавтомобиля. В 1937–1938 годах на базе грузовика ГАЗ-АА там спроектировали шасси 4x4, а корпус создавался совместно с конструкторами Выксунского завода. Разработка получила обозначение БА-НАТИ (а затем ЛБ-НАТИ). Образец был изготовлен на Выксунском заводе в сентябре 1939-го, в документах предприятия машина проходила как БА-8 НАТИ. Испытания велись с 25 ноября 1939-го по 20 марта 1940-го. В заключении военной комиссии отмечалось, что БА-8 НАТИ значительно превосходит аналоги по мощности вооружения, надежности броневой защиты, боекомплекту, динамическим качествам, запасу хода и может быть рекомендован на вооружение РККА после устранения недостатков. Но в серию этот автомобиль так и не пошел.

Следующим массовым броневиком выксунского производства стал БА-20, разработанный инженерами и конструкторами Горьковского автозавода на базе ГАЗ-М1 («Эмка – спутница комсостава»). БА-20 выпускался с 1936 года до начала Великой Отечественной войны, в том числе в железнодорожной модификации и БА-20М. Он стал самым ходовым колесным бронеавтомобилем РККА, всего было произведено 2114 машин данного типа.

Константин Барановский