Подписаться RSS 2.0 |  Правила портала
 |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация

    Важные темы

    В последние годы по всему миру среди врачей специалистов была негласно объявлена эпидемия


    Пища с высоким содержанием фруктозы повреждает печень животных, говорится в новом исследовании


    В настоящее время ведутся споры о вреде трансгенных продуктов питания. Эта проблема не обошла


    С конца 70-х годов темпы аутизма - лишающего трудоспособности нарушения нервно-психического


      Употребление  в пищу одних продуктов поможет вам оставаться бодрым и здоровым,


    Реклама




    » Гадания. Приоткрой завесу, тайна

    | 28 сентябрь 2018 | Необычное рядом / Необычные явления |

    Обожествляя природу, в том числе и растения, древний человек верил в то, что с помощью деревьев и трав можно узнать волю божества, от которого якобы полностью зависела его судьба. Внимательно приглядывался он к каждой травинке, к каждому цветку и лепестку, пытаясь установить незримую связь, которая, по его представлениям, связала все живое на земле. Большой знаток народного быта М. Забылин писал: "Само же гадание в древности было служение богине Гад (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или законах, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали". Сам ритуал служения богине назывался гаданием. Это слово без каких-либо изменений вошло в современный русский язык, а слово "гад", от которого оно было образовано, сохранилось до сих пор лишь в отдельных диалектах и означает "знахарь, прорицатель".

    Несмотря на то, что служение языческой богине было строго запрещено христианством, гадание, особенно перед праздниками, было широко распространено. Наконец, церковникам пришлось с этим смириться. А между тем древние языческие ритуалы постепенно утратили свое первоначальное значение, превратившись в веселые забавы и развлечения. Кроме гаданий, приуроченных к определенным праздникам, были такие, которые не требовали особых условий и могли совершаться в обычные дни. Скажем, присядет человек отдохнуть на лужайку, и попадется ему на глаза густая метелка лугового злака, например овсяницы или щучки, и рука поневоле потянется к ней. И человек загадает о чем-нибудь своем на "петушка или курочку". Зажмет сорванный стебель между указательным и большим пальцами и потянет его вниз, чтобы мелкие колоски метелки собрались в пучок, напоминающий гребешок. Если пучок получился компактным, значит, вышла "курочка", а с выступающими в сторону колосками - "петушок". Каждому знакома эта детская забава, к которой вполне серьезно относились в далеком прошлом.

    Гадание на лепестках и стеблях

    Особое значение имели различные травы в девичьих гаданиях. На летнем лугу всегда к их услугам цветок, готовый сказать желающим всю правду,- нивяник, его вопреки ботанике повсеместно называют ромашкой. Именно у этого цветка отрывают поочередно лепестки, чтобы выяснить: "любит, не любит, к сердцу прижмет, к черту пошлет..." Можно, конечно, таким способом гадать и на настоящей лекарственной ромашке, но она не так привлекательна, да и лепестки ее пальцами сразу не ухватишь, настолько они мелки и сильно изогнуты к стеблю.

    В некоторых странах Западной Европы оракулом в сердечных делах служил зверобой. Стебель только что сорванного или растущего зверобоя скручивали с такой силой, чтобы из него выступил сок. Если он имел красный цвет, это означало "любит", прозрачный - "не любит".

    Гадание на "купалках"

    Лечебные травы, собранные на Ивана Купала, белорусские крестьяне называли купалками. В этот день ими становились ромашка, зверобой, подорожник, тысячелистник, а также многие другие целебные травы. По убеждению белорусов, они могли стать на какое-то время настоящими оракулами, предсказывающими человеческие судьбы на ближайшее будущее. Чтобы узнать о здоровье всех членов семьи на предстоящий год, несколько купалок вставляли в трещину или щель между бревнами где-нибудь в сенях. Каждый с вечера загадывал свой цветок, а утром по его виду судил о состоянии здоровья в будущем. Если, скажем, ромашка не завяла за ночь, а осталась свежей, то человек весь год будет бодрым и здоровым. Слегка поникшие лепестки и листья давали понять, что человеку придется иногда слегка прихварывать, но не очень сильно. Увядший цветок предвещал самое худшее.

    Но такое предзнаменование все же было большим исключением, поскольку свежесорванное растение практически не может увянуть полностью за одну ночь. Поэтому цветочные прогнозы были в основном оптимистическими. Вселяя человеку надежду и отгоняя навязчивые мысли, они являлись чем-то вроде фитопсихотерапии.

    Оракулы под подушкой

    Без чудодейственных купальских трав нельзя было обойтись при девичьих гаданиях в центральных и северных районах России. На ночь под подушку нужно было положить двенадцать видов растений. Например, мог быть такой набор: чабрец (богородская травка), зверобой, ромашка, василек полевой, анютины глазки, вероника, донник, калган, коровяк (медвежье ушко), бессмертник (кошачья лапка), тысячелистник и череда. Это перечень широко распространенных в средней полосе травянистых растений. Используя травы во всевозможных ритуальных действиях, наши предки как бы время от времени открывали на той или иной странице живой определитель травянистых растений, невольно запоминая название каждого цветка, узнавая его полезные свойства. Народные образные названия запоминались легко и оставались в памяти. Услышав подобные названия, А.П. Чехов записал в записной книжке: "Какие чудесные названия: богородицы-ны слезки, малиновка, вороньи глазки..."

    Считалось, что чем больше самых разнообразных трав входит в гадальный набор, тем правдивее предсказания. Вот и старались собрать как можно больше растений, да не простых, а лечебных. Особенно дотошные и знающие гадальщицы увеличивали набор вдвое. Были и такие, которые могли собрать сорок видов трав. Этот живой "определитель растений" аккуратно, один к одному, клали под подушку. Ложась спать, девица верила, что, приклонив голову на такую подушку, увидит вещий сон и, конечно же, своего суженого. Ведь не зря же народная пословица гласит: "Суженого на коне не объедешь".

    Если в России магическими считались наборы из двенадцати, двадцати четырех и сорока трав, то в скандинавских странах в купальскую ночь под подушку клали ровно девять травянистых растений, или, как принято было там говорить, девять "цветов святого Ханса". Кроме того, северяне допускали также некоторую вольность: желающие могли не класть девять цветов под подушку (возможно, чтобы не испачкать наволочку), а повесить их где-нибудь под крышей. Когда праздник заканчивался, цветы досушивали, связывали в пучки и хранили всю зиму, используя как лекарственное сырье при различных заболеваниях.

    Гадание на травинках

    Часто для гадания достаточно было сорвать где-нибудь рядом с домом две травинки, например узкие и длинные листья пырея или другого какого-либо злака. Одна травинка должна быть чуть-чуть короче другой. Та, что покороче, символизировала девушку, а подлиннее - парня. Таким способом, между прочим, можно было погадать на кого угодно, даже на подругу. Травинки вставляли рядышком в одну из трещин потолочной балки так, чтобы они свешивались кончиками вниз. Для надежности их заклинивали в трещине мелкими щепочками или соломинами. Подсыхая, травинки начинали медленно двигаться, наклоняясь то в одну, то в другую сторону, изгибаясь или скручиваясь вокруг своей оси, приближаясь или отдаляясь друг от друга. Если более длинная травинка отклонялась в противоположную сторону от короткой, это говорило о полном равнодушии приглянувшегося парня. Непредсказуемые движения высыхающих травинок давали пищу для самых различных выводов: отогнулись их кончики чуть-чуть - временная размолвка, а очень сильно - скрытая неприязнь, которая должна закончиться расставанием, соединились - полное согласие и любовь.

    На следующий день, когда высыхание травинок усиливалось, движения их становились еще более сложными. А если травинки находились в очень сухом помещении, да еще около протопленной печки, движения их были более динамичными и выразительными.

    Гадание на цветочном венике

    В некоторых европейских странах было заведено накануне дня Ивана Купала париться в бане - и обязательно с веником из купальских цветов. В Финляндии девушки перед баней шли на луг и тщательно подбирали растения для ритуального веника. Набор цветов и трав в одном венике мог отличаться от другого, но в каждый из них обязательно должен был входить так называемый "иванов цветок", то есть марьянник, который на Руси исстари называли иваном-да-марьей.

    Стоит ли лишний раз говорить, что парка с цветочным веником оказывает благотворное действие на организм, очищает кожу и поднимает настроение. Намывшись и напарившись вдоволь, девушки выходили во двор и бросали использованные цветочные веники на крышу бани. Если веник не скатывался с нее, то быть в этом году его владелице замужем, а падал - значит, еще можно в девках походить. Но то, что веник застрял на крыше - это еще не все,- нужно было обратить внимание, как он лежит на скате крыши: по его положению можно было судить о характере будущего мужа. Упадет веник ручкой вверх - муж будет строгим, вниз - добрым и приветливым. Лег веник горизонтально: ручкой направо - выйти за богатого, налево - за бедняка. Разумеется, промежуточные положения веника можно было толковать вольно.

    Гадание на венках

    Повсюду широко использовались в девичьих гаданиях венки, сплетенные в троицкие и купальские праздники. После окончания праздника белорусские девушки бросали увядший венок в костер и наблюдали за тем, как он горит. Некоторое время из сырого венка шел сизый дым пополам с паром, затем наступал момент, когда высохшая трава вспыхивала ярким пламенем. Согласно поверью, замуж быстрее выйдет хозяйка того венка, который сгорел раньше всех. Разумеется, небольшие венки из сухо-ствольных васильков сгорали быстрее, чем плотные тяжелые венки, сплетенные из сочных одуванчиков. Возможно, зная об этом, девушки учитывали это при плетении венка. Не каждая хотела, чтобы ее венок сгорел быстрее всех: ведь согласно древнему обычаю, парень, которому нравилась девушка, мог выхватить из огня брошенный ею венок и тем самым выказать свое расположение.

    В России судьба венков и тех, кто их сплел, решалась не в огне, а на воде. Венки пускали по течению реки и наблюдали за тем, как они плывут, преодолевая различные препятствия. Если венок тонул, то это было плохим предзнаменованием, о котором поется в старинной песне Калужской губернии:

    Как на этой на долинке,
    На зеленой луговинке,
    На мягкой траве лазоревой
    Там девушки гуляли,
    Со травы цветочки рвали,
    Веночки плели.
    На венках девки гадали,
    Венки в речку побросали.
    - Чей венок тонул?
    Одна девка не смолчала,
    Громким голосом кричала:
    - Венок утонул -
    Милый обманул...

    Если же венок расплетался в крутых струях реки, вытягивался в цепочку, или же рассыпался на отдельные цветы, но тонул, то и в этом усматривался худой признак, как в известном стихотворении С. Есенина:

    Зашумели над затоном тростники.
    Плачет девушка-царевна у реки.
    Погадала красна девица в семик,
    Расплела волна венок из повелик.
    Ах, не выйти в жены девушке весной,
    Запугал ее приметами лесной.

    Следует отметить, что семик - это Седьмой после Пасхи четверг, предшествующий Троицыну воскресенью. Так же, как и Троицын день, семик считался праздником молодой растительности. В этот праздник тоже плели и пускали по воде венки. Не вызывает сомнения, что прочность и плавучесть венков во многом зависели не только от слепого случая, но и от умения плести их красиво и прочно. Так что в какой-то мере каждый венок не безлик, а по-своему отражает знания, навыки и даже какие-то определенные черты характера его создательницы. И хотя гадания на венках в основном носили все же шутливый характер, пытливому человеку они часто могли рассказать о многом.

    Гадание на жите и соломе

    Покрывая луга и поля снегом, наконец наступала зима. И с трудом верилось, что когда-то вокруг пестрело веселое разнотравье, колосились рожь и пшеница. Дремлет в ометах под снежными шапками оставшаяся от обмолота солома. За толстыми рублеными стенами амбара надежно укрыто от лютых морозов жито. А на сеновале хранят высохшие травы аромат прошедшего лета. И кажется, что все эти посланцы лугов и полей живут какой-то незримой и таинственной жизнью.

    Пойдет девушка вечером за соломой, нет-нет да и услышит какие-то странные звуки, доносящиеся из глубины омета и амбара. Когда зима набирала силу, странные звуки становились еще слышнее, но особенно загадочными они были на Святки. Поэтому в такое время они вызывали особый интерес и послужили поводом для гадания. Писатель В. Белов в книге "Лад" упоминает о том, как гадали в северных русских деревнях на жите, то есть на зерне: "В святки подростки и девушки бегали в полночь к своим амбарам, прижимались щекой к морозной стене. Слушали, что происходит за стенкой. Если услышишь шорох пересыпаемого зерна - быть хорошему урожаю, а значит, и богатству... Немного надо ума и сердца, чтобы видеть в этом одно суеверие". Пересыпалось и шуршало зерно среди зимы по разным причинам, в основном от того, что к этому времени в нем образовывались пустоты от усушки и неутомимой деятельности вездесущих мышей.

    Под Рождество обретала волшебную силу даже солома. При желании можно было погадать и у омета. Для этого нужно было встать к нему спиной и, закинув голову, выбрать глазами одну из нависших сверху соломин, крепко ухватить ее кончик зубами и вытянуть из омета. Если выдернутая соломина окажется с колосом на другом конце, то быть девушке замужем за богатым, а если без него - не уйти от бедности. Чтобы колос не оборвался, соломину старались тянуть медленно. Благодаря терпению и сноровке гадание редко приносило огорчение.

    Когда несколько девушек собирались вместе, можно было погадать на путаной соломе. Принесенный в избу ворох соломы взбивали и переминали так, чтобы все соломины перепутались как можно сильнее. Солому клали на стол, а сверху ставили на нее сковороду с водой. В воду клали средней величины камень. Когда все смолкали и в избе наступала тишина, каждая девушка поочередно вытаскивала из вороха одну соломину. Разумеется, перекрученные и перепутанные соломины вытаскивались с большим трудом. При этом вода в сковороде слегка поплескивала, а камень скреб металлическое дно, издавая в наступившей тишине неопределенные звуки, напоминающие человеческую речь. В этих звуках каждая девушка различала при желании заветные слова.

    В шумной компании, когда о тишине нельзя было и помышлять, на рождественской соломе гадали несколько иначе. Каждый гадающий связывал в пучок ровно шесть или восемь соломин посередине. Затем он должен был связать попарно на одном конце колосья, а на другом - комельки соломин. После этого пучок развязывали, соломины расправляли и смотрели, что получилось: если соломины образовывали большое сплошное кольцо, то впереди ожидало счастье. Если же получалась разомкнутая цепочка или несколько отдельных колец - можно было ожидать всяческих неудач в предстоящем году. Чтобы большое кольцо получилось наверняка, каждый гадающий старался проследить, как укладывается в пучке каждая соломина. Но, как правило, все старания были напрасны.

    Пробегусь босиком по росе

    Летним погожим утром молодую зорьку встречают седые от росы луговые травы. Там, где их коснулись заревые лучи, они кажутся дымчато-розовыми, а в тени серебристо-сизыми. Пройдет по лугу человек - и вслед за ним потянется зеленая дорожка. Это стряхнули с себя холодную влагу мятлик и лисохвост, тимофеевка, щучка и другие дикорастущие злаки. Освободились от студеного плена зверобой, нивяник, пижма, тысячелистник... Что ни трава, то обязательно лечебная. Всю ночь настаивалась на этих травах роса, вбирая в себя их целительные свойства. Поэтому немудрено, что, начиная с весны, как только выпадали первые обильные росы в России, Белоруссии и на Украине, молодицы и девицы шли на луг умываться росой, чтобы лицо было чистым и белым, а волосы мягкими и шелковистыми.

    Росу во многих странах довольно часто применяли при различных заболеваниях глаз, но еще чаще как профилактическое средство, предупреждающее глазные заболевания. Нередко для промывания глаз выбирали участки поля, поросшие васильком. Эти цветы издревле слыли прекрасным целебным средством при заболевании глаз (кстати, оно признано и современной официальной медициной). Немудрено, что и роса, настоянная на их лепестках, обладает в какой-то мере той же целебной силой.

    Народы разных стран верили, что прогулки босиком по росе могут не только укрепить здоровье, но и вылечить самые различные болезни.

    Во всем христианском мире самыми популярными были купальские росы, выпадавшие на Ивана Купала (праздник в честь Иоанна Крестителя, или Предтечи). Купальский праздник приходится на самый разгар лета, когда большинство лекарственных трав уже давно цветет, и их наземные части содержат наибольшее количество полезных веществ. А если до праздника стояла еще и теплая сухая погода с ежедневными росами, то целебная сила купальской росы значительно увеличивается. Но наиболее интенсивные росы наступают во второй половине лета.

    Чтобы не зависеть от капризов природы, а по своему усмотрению направлять и усиливать целебные свойства росы, некоторые русские знахари настаивали росу на листьях, цветах и кореньях лекарственных трав. Порой ее заготавливали в этот же день. На мягкой росной воде травы настаиваются во много раз лучше, чем на колодезной и ключевой, содержащих всегда определенное количество солей. А о водопроводной воде и говорить не приходится.

    В Италии, Испании, Португалии, а также в северных европейских странах Швеции, Норвегии и других существовал обычай кататься нагишом по росным травам. Считалось, что только так, через росу, они могут передать человеку свою живительную силу. В скандинавских странах долгое время была популярна оригинальная лечебная процедура, якобы приносящая избавление от множества недугов. С вечера перед купальской ночью на траве расстилали большой холст, а утром в насыщенную влагой ткань заворачивали больного человека.

    В Испании бытовал обряд так называемого санхуанирования. Каждый, кто желал быть сильным и здоровым весь год, должен был нагишом пройти или пробежать через пшеничное поле. Само название обряда произошло от народного имени Иоанна Крестителя, которого в Испании называли Сан-Хуаном (святым Иваном).

    Повсюду, в том числе и в России, люди считали, что росы несут в себе оплодотворяющие силы земли. Поэтому женщины верили, что хождение по росе - особенно в Купальницу (ночь накануне Ивана Купала) - одно из самых действенных средств от бесплодия. Недаром на Руси Иван Купала почитался как покровитель рожениц.





    Комментарии (0) | Распечатать | |

    Источник: http://fito-news.ru

    Голосовало: 0  

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    Добавить новость в:



    » Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
     



    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы что необходимо вернуть в школу начальную военную подготовку (НВП)




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Аллергия, Археология, Астма Бронхит Туберкулёз, Вегетарианство, Вулканы, Гадания, Гайморит, Глисты и Паразиты, Голодание, Гороскопы, Грипп и Простуда, Депрессия и Психозы, Диабет, Желудочно - кишечные, Закаливание, Землетрясения, Изменение климата, Иммунитет, Кожные, Космос, Кулинария и Заготовки, Молитвы, Нумерология, Ожирение, Онкология, Паралич и Невроз, Первая помощь, Печень и Желчный, Половая, Популярные диеты, Почки и Мочевой, Пропаганда России, Противопоказания, Раны и Нарывы, Ревматизм Радикулит Хондроз, Сердечно - сосудистые, Сыроедение, Тестируем себя, Тонизирующие, Хиромантия, Эпилепсия, Ядовитые растения

    Полит Информ











    Реклама


    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2018 Фито News.RU Интересное о главном © 2018